Программа
Модуль 1. Основы психологии детей и подростков.
Категория «возраст» в психологии. Возрастная периодизация. Психологическое содержание младшего школьного возраста. Психологическое содержание подросткового возраста. Подростковый кризис развития и его течение у современных подростков. Содержание кризисных переживаний в отрочестве. Отклонения и специфические варианты развития подростков. Акцентуации характера. Социальное взросление и включенность в общество.
Модуль 2. Характеристика конфликта как социального феномена.
Конфликт как сложное социальное явление: этапы и фазы конфликта. Структура конфликта: стороны, предмет противостояния, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта и позиции конфликтующих сторон. Классификация конфликтов. Типы конфликтных личностей. Механизмы возникновения конфликтов.
Модуль 3. Понятие и содержание управления конфликтами.
Понятие управления конфликтом. Внутренний и внешний аспекты управления конфликтами. Понятие завершения конфликта, его формы, факторы. Стратегии и этапы разрешения конфликта. Технологии управления и предупреждения конфликта.
Модуль 4. Восприятия и стереотипы поведения в подростковой среде.
Социальный стереотип как психологическое явление. Основные подходы к изучению социальных стереотипов в отечественной и зарубежной психологии. Становление социальных стереотипов поведения молодежи. Содержание стереотипов восприятия подростками. Возрастные особенности общения в подростковом возрасте. Организация коммуникативно-игрового пространства по развитию успешной коммуникации и преодоления негативных стереотипов общения у подростков.
Модуль 5. Конструктивное социально-психологическое поведение в конфликте.
Психологические составляющие конфликта. Личностные элементы конфликта. Объективные и объективные конструктивные функции конфликта. Основные модели поведения личности в конфликте. Стратегия поведения личности в конфликте: сотрудничество, соперничество, уклонение, приспособление, компромисс. Конструктивное разрешение конфликтов в педагогическом процессе. Выбор стиля поведения в конфликте.
Модуль 6. Построение эффективной коммуникации.
Коммуникации как процесс с обратной связью. Убеждающая модель общения. Психофизиологические особенности восприятия и обработки информации. Состояние личности и межличностная коммуникация. Общение подростков со сверстниками.
Модуль 7. Влияния социальной среды на личность ребенка.
Социализация и воспитание. Роль среды в социализации ребенка. Роль среды в формировании личности. Среда как фактор формирования личности подростка. Школьная социализация.
Модуль 8. Дружба как форма межличностных отношений в подростковой среде.
Сущность понятия дружба. Гендерные различия юношеской дружбы. Разнополая и смешанная дружба. Психология межличностных отношений в среде подростков. Особенности общения подростков. Взаимоотношения подростка со взрослыми. Типажи и роли в структуре детского коллектива. Эффективные технологии работы классного руководителя по формированию межличностных отношений в среде подростков. Подростковая субкультура. Проблема буллинга и моббинга.